Мы живем солнцем, бескрайними просторами, морем и ветром, мы
наслаждаемся путешествиями и получаем удовольствие от новых мест и новых людей.
Нам нравится укрощать стихию, приручать ветер и играть с ним, используя
воздушных змеев. Этот свободный стиль жизни дает ощущение безграничных
физических и моральных возможностей. Как и одноименный спорт, он называется
"кайтингом", а воздушные змеи, соответственно, "кайтами".
Кайт (kite - англ. змей)
- это буксировочный параплан. Кайт применяется как средство для буксировки с
использованием силы ветра.
При буксировке по снегу
или льду могут быть применены любые средства скольжения - горные или простые
лыжи, сноуборд и другие. При буксировке по воде используется специальная доска
- кайтсерф, вейкборд или другие средства передвижения по воде. Кроме того,
возможно катание по любому твердому покрытию на специальной тележке - багги или
маунтинборде (специальный скейт на больших колесах).
Кайт позволяет развивать
скорость, превосходящую скорость ветра в несколько раз. Реально достижимая
рядовым катающимся скорость передвижения на кайте 70-80 км/час. Неофициальный
рекорд - 137 км/час (зафиксирован в Канаде полицейским с радаром). При катании
на кайте можно совершать прыжки-полеты до нескольких метров в высоту или идти
под различными углами к ветру, в том числе, под острыми (около 40 градусов
между направлением ветра и направлением движения).
Несмотря на то что
кайтсерфинг является одним из самых современных и новых видов спорта, история
кайтинга и самого кайта, как летательного аппарата, начинается задолго до нашей
эры и первые, дошедшие до нас упоминания о кайтах относятся к 1000 году до
нашей эры, когда древние китайцы, вдохновлённые идеей полёта птиц, пытались
поднять в воздух некое рукотворное создание из бамбука. Естественно, как и всё
первый раз, эти попытки были обречены на неудачу, однако не сама идея и
стремление человека подняться в воздух. Одно из первых, известных упоминаний в
древних рукописях о целенаправленных попытках запустить в небо рукотворную
птицу относится к времени, когда до начала нашей эры оставалось каких-то пол
века и китайский философ Мо Цзи (478-392г. до н. э.) после трёх лет
конструирования поднял в небо своего летающего деревянного сокола, который
очень быстро упал и разбился. Тем не менее, многие источники считают именно
этого человека создателем и отцом кайта. Затем Мо Цзи передал свои знания по
изготовлению кайта другому китайцу, имя которого Гоншу Ван и тот пошёл дальше
своего предшественника, усовершенствовав технологию изготовления. Он расщепил
отрезки бамбука на тонкие полоски и обработал их над огнём, за счёт чего, кайт,
который он соорудил, получился лёгким и прочным. История утверждает, что его
кайт летал в воздухе 3 дня. Это одна из трёх версий, как был изобретён кайт, и,
возможно, наиболее правдоподобная. Далее развитие кайта пошло бурными темпами,
как в самом Китае, так и в других странах Юго-Восточной Азии, в основном
граничащими с Китаем. Эти времена сопровождаются уже расцветом искусства
создания кайтов и их практического применения в таких областях как
мореплавание, когда кайт использовался вместо паруса для буксировки небольших
судов или лодок, или в военном деле, когда кайты широко применялись для
поднятия горящих фейерверков с целью устрашения противника, сброса на врагов
горящего пороха и проведения разведки. О степени широты, популярности и
массовости применения кайтов говорят такие факты, что в большинстве стран
Юго-Восточной Азии, а в первую очередь Китае и Японии, уже в те времена
проводились ежегодные кайтовые фестивали, на которых люди демонстрировали своё
далеко идущее воображение в области создания кайтов.
В западный мир кайт пришёл в 13 веке нашей эры, когда итальянский
путешественник Марко Поло привёз эту идею и сам кайт в Европу из Китая в 1295
году, а так же написал подробный отчёт по технологии его изготовления. Первое
упоминание о кайтах в европейских документах относится к 1405 году, а в 1430
году уже опубликована подробная статья, касающаяся технологии изготовления и
запуска кайтов. Однако, в отличие от Китая, где кайты широко применялись в
военных целях, в Европе они больше являлись игрушками для детей, а иногда и
взрослых для удовольствия.
Начиная с 17 века,
история кайтинга в Европе начала коренным образом меняться, и им находится
практическое применение. В 1794 году астроном Александр Вилсон из университета
Глазго впервые применил кайты для поднятия в небо метеорологических приборов
для измерения влажности, температуры и силы ветра. Попытка оказалась успешной и
этот способ наблюдения за погодой начал активно применяться в США вплоть до
1933 года. По мере интенсивного развития науки и технологий соответственно
шагнула вперёд технология изготовления кайтов. Они начали приобретать самую
невероятную форму, а для их изготовления использовались самые передовые
технологии и материалы. Первый патент в области изготовления кайта получен
американцем Джорджем Пококом в 1826 году, когда он применил четырёхстропный
кайт для перемещения кареты. А один из первых полётов человека на кайте на
Западе состоялся в 1752 году, когда американский офицер поднялся на высоту 50м
на большом кайте, связанном вместе из13 небольших кайтов, и провёл в воздухе
около 7 часов. Изобретателем этого кайта был Александр Грахам Белл,
американский учёный, которому мы так же обязаны изобретением телефона. С
развитием технологий и популярности на рубеже 20в. начинается гонка за
рекордами и один из них зафиксирован в 1901г. когда в Японии в воздух был
запущен кайт весом 1050кг и площадью 18 кв. метров. Чтобы
поднять его в воздух потребовалось 215 человек
Во время Первой Мировой
войны кайты активно использовались армиями практически всех участвующих в ней
государств: Великобритании, Франции, Италии, России с целью наблюдения и подачи
сигналов. Кайты так же использовались и во время Второй Мировой войны, а с её
окончанием, развитие кайтинга получило новое дыхание, однако уже больше со
стороны развлекательной.
В эти же
годы происходит знаменательное событие в совершенствовании технологии кайта и
принадлежит оно Франсуа Рогалло, который разработал мягкий кайт, не требующий
жёсткой рамы для его поддержки в воздухе. Этот кайт был сделан таким образом,
что поддержкой и приданием ему формы служил сам воздух. Рогалло работал
инженером в НАСА в области аэронавтики, и в его разработке впервые применялись
исследования в аэродинамической трубе, что намного увеличило лётные качества
кайта. Данная технология послужила основой для создания параплана и других лёгких
летательных аппаратов. Оказалось что используя 2 или 4 стропы вместо одной,
кайтом можно очень легко управлять даже при скорости, превышающей 100км/ч, а
так же легко менять угол полёта кайта. Таким образом, из древней, плохо
управляемой, одностропной игрушки кайт эволюционировал в современную эпоху,
когда многочисленные сторонники экстремальных удовольствий и развлечений начали
искать ему применение в своих целях. В 1964г. зарегистрирована первая
ассоциация кайтинга, Американская Ассоциация Пилотируемых Кайтов, а в 1969г. в
США зарегистрирован новый рекорд высоты запуска кайта, которая составила 10
830м над землёй. Однако, вышеупомянутой категории людей запускать кайты с земли
было мало, им хотелось перейти от статической позы запускания и управления к
динамическому движению вместе с кайтом.
Поэтому пионерами,
основателями и отцами современного кайтинга или кайтсерфинга, как спорта стали
отец и сын Рослеры из США и братья Легагню из Франции. Билл Рослер, инженер
аэродинамики на Боинге и его сын Кори, так же инженер и первоклассный спортсмен
по водным лыжам на протяжении ряда лет экспериментировали с кайтами,
буксирующими яхты на воде и багги на твёрдой поверхности. Успех к ним пришёл,
когда они получили патент на систему «Kiteski» (Кайтовая лыжи), т.е. водная
лыжа, приводимая в движение тягой двухстропного дельтавидного кайта,
управляемого при помощи планки на которой устанавливалась специальная лебёдка.
С 1994г., когда данная система была запущена в производство, её ждал
коммерческий успех. Запуск кайта с воды производился путём наматывания лебёдкой
строп до момента, когда до кайта можно было дотянуться рукой и придать ему
импульс для запуска в воздух, после чего на лебёдке срабатывал механизм, стропы
разматывались, кайт набирал нужную высоту и появлялась необходимая тяга, чтобы
буксировать человека. Эта конструкция работала достаточно надёжно. А в конце
1990х Рослеры заменили лыжу на специальную доску, напоминающую своими
очертаниями доску для серфинга и с приходом этой доски движение по водной
поверхности на ветер стало ещё проще.
В настоящее
время Кори Рослер по-прежнему активно участвует в дизайнерских разработках
кайтов в известной и популярной фирме Gaastra, а так же будучи известным
спортсменом, выступает за одноименную команду.
Братья Бруно и Доминик Легагню из Франции так же целиком посвятили себя
кайтингу, начиная с ранних 1980х. Особенностью конструкции их кайта стал
передний надувной баллон, который позволял достаточно легко поднимать кайт в
случае падения его на воду и после 1995г., когда братья Легагню
продемонстрировали возможности своего кайта в Италии, это стало очередной
веховой датой в кайтсерфинге, так как в основу конструкции большинства кайтов
используемых в наши дни положен принцип братьев Легагню, т.е. надувной передний
баллон. Данное изобретение было запатентовано братьями и многочисленные
производители кайтов с передней кромкой надувного типа и по сей день вынуждены
покупать патент на производство таких кайтов. Срок этого патента истекает
осенью 2005 года и с этого момента технология производства этих кайтов станет
бесплатной. В 1999 году братья Легагню основали фирму Wipika по производству
кайтов, а в 2001г. братья разделились: один из них остался в основанной ими в
1999г. фирме, а другой открыл собственную Takoon. Обе марки в настоящее время
являются очень известными и популярными среди кайтсерферов.
Кайтинг - замечательный
вид спорта, объединяющий в себе достоинства как командных, так и индивидуальных
спортивных развлечений. При желании вы найдете в кайтинге интересное общение среди
поклонников и энтузиастов экстрима и просто туризма. В противном случае, вы
можете совершать индивидуальные походы по снежным полям и ледяным просторам.
Все больше проводится профессиональных соревнований.
Овладеть техникой катания
на кайте можно в течение нескольких часов. При этом совершенствоваться можно
многие годы, не теряя интереса к кайтингу и находя в нем все новые грани и
возможности.
Воздушный змей-монстр с
устрашающей силой буксирует вас за собой. Он полностью послушен вашей воле. Это
дает ощущение сильного волнения, энергии и скорости. Существуют также
специальные дисциплины: скудинг, бодисерфинг, мунвокинг и лифтинг. |